1. Определиться с целями

У любого вида деятельность должна быть и цель. И внедрение CRM-системы - не исключение. Ещё до старта внедрения вы должны понимать:

o   Какие задачи будет решать система:

     o   Повышение эффективности продаж?

     o   Ускорение работы сотрудников?

     o   Прозрачность работы отдела продаж?

     o   Анализ эффективности продавцов?

     o   Получение полного пути клиента?

o   Чем она поможет в деятельности компании?

o   Каков будет критерий, что проект состоялся и удался?
(спойлер: многие проекты идут не так, как предполагалось, но это не делает их не состоявшимися и не удавшимися).




2. Не увлекаться мечтами

Определяясь с целями и задачами внедрения, нужно не увлечься и не свалиться в мечтания о системе, которая сама будет искать клиента, снимать потребность, продавать и переводить деньги на банковский счёт. Мы все хотели бы такую систему, но это не CRM-система делает, это делает выстроенная система в бизнесе вообще и в отделе продаж в частности, где CRM как раз занимает своё место двигателя продаж.


3. Выбрать CRM-систему

Цели поставлены, нереалистичные мечты отброшены? Выбираем CRM-систему! Исходя из задач, особенностей бизнеса, имеющегося парка ИТ-архитектуры (проще говоря – других систем), делается выбор в пользу той или иной системы, у каждой из которых есть свои неоспоримые преимущества.

Например,

o   У 1C:CRM прекрасные возможности бесшовной интеграции с другими системами 1С. Такими как Управление торговлей, Комплексная автоматизация и ERP Управление предприятием 2

o   Битрикс24 обладает широким функционалом корпоративного взаимодействия: задачи, чаты, общий диск и работа с файлами, бизнес-процессы, и, конечно, прекрасный CRM-модуль.

o   amoCRM в свою очередь – CRM-конструктор, где подключив дополнительные модули (предупреждаем, они платные) можно собрать свою индивидуальную систему.





4. Назначить ответственных

Следующим пунктом – назначаем ответственных! В любом деле важна команда, так и здесь: нам нужен руководитель проекта. Даже два. Один – со стороны интегратора, который будет вести ваш проект, а второй – со стороны клиента, который будет координировать персонал и задачи внутри компании.

Если проект небольших или средних размеров, то в проектной команде выделяются функциональные заказчики. Обычно – это руководители подразделений, которые могут поставить задачу и сказать, что им нужно от автоматизации. Если же проект крупный, то к этому добавляется проектный комитет, который проводит периодические собрания и фактически является надзорным органом, который не даёт свернуть проекту не в ту сторону. 

5. Идти постепенно

Теперь перейдём к действиям. И разобьём их на отрезки, а отрезки – на шаги. Внедряя CRM, не нужно стремиться внедрить всё и сразу. Можно, и зачастую – нужно, разделить внедряемую систему на части, которые запускать друг за другом. Так и запуститься легче, и первый результат будет быстрее. А ещё – когда система начнёт использоваться, могут появиться новые идеи относительно будущих очередей внедрения.





6. Совершенствовать систему

Есть первый результат? Не останавливаемся. Автоматизация в 21-ом веке – это практически постоянный процесс, но этот процесс выводит вас на следующий уровень и отстраивает от конкурентов. Вряд ли вы хотите, чтобы про ваш бизнес говорили, что он такой же, как у всех. А вот, чтобы на ваш, работающий как швейцарские часы, бизнес смотрели с придыханием и хотели построить такой же – это да. И автоматизация – это один из векторов, которые помогут такой бизнес выстроить.

7. Настроить интеграции

Мир полон систем и продуктов. И мы этими продуктами пользуемся: учетные системы, телефония, сквозная маркетинговая аналитика, сайты, онлайн-чаты, боты, мессенджеры, почта и многое другое! Да, приходится работать с несколькими продуктами. И да: их можно объединить в CRM, от чего работать станет сильно проще! Займитесь вопросами интеграции CRM и других своих ИТ-продуктов, это сильно упростит вам работу.





8. Использовать типовое

У нас часто рождаются прекрасные идеи, как сделать бизнес, а, соотстветсвенно, и систему – лучше. И если вдруг вам захочется «переписать» CRM-систему, прежде посмотрите на неё со всех сторон – возможно она уже умеет то, что вы хотите, пусть и немного иначе.

А если нет – посмотрите готовы решения, ведь возможно кто-то уже сталкивался с такими задачами. И если уж никак не получается обойтись типовыми средствами – ну тогда, да. Дорабатывайте. Только умеючи, чтобы потом не страдать с поддержкой доработанного кое-как решения.


9. Считать цифры

Когда-то вас можно будет поздравить, ведь вы запустите систему. Дайте ей время подкопить данные и начните считать: конверсию, рентабельность заказов, эффективность менеджеров, длительность цикла сделки, стоимость лида и многое,м многое другое.

С этого момента вы можете смело говорить, что ваши продажи оцифрованы, а бизнес – управляем!


Успехов в автоматизации!